|
Элементы уплотнительной техники |
|
Подшипники |
|
Пары трения |
|
Модуля подшипниковые |
|
Опоры трения скольжения, примеры внедрения |
|
Техпроцессы, инструкции |
|
Темы конструкторско- технологических и патентных новинок |
|
Промышленные материалы - примеры их применения на наших предприятиях |
|
Доска объявлений |
|
Статьи, патенты авторов фирмы |
|
|
|
Безызносность – сохранение практически постоянного зазора в паре трения опоры в течение полного ресурса машины. Это явление было открыто в 1966 г. учёными Д.Н. Гаркуновым и И.В. Крагельским, которое получило в технической литературе название «избирательный перенос». Обеспечение безызносной и длительной работы опоры трения в настоящее время сводится к созданию между трущимися элементами пары металлической плёнки (сервовитной), отделяющей одну от другой.
Износостойкость – свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определённых условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания.
Модуль скольжения – унифицированная конструкция опоры трения скольжения конструктивно оформленная, как самостоятельное изделие, содержащее наружное и внутреннее кольца, между которыми расположено тело скольжения – антифрикционный материал, закреплённый на одном из колец или выполненный, например, в виде плавающей втулки или вкладыша, на наружных и внутренних поверхностях которых расположены подшипники скольжения. Различают следующие модуля:
- Качения (существующий термин - подшипники качения);
- Скольжения (шарнирные подшипники).
Надёжность – комплексное свойство, которое в зависимости от назначения системы и условий её применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определённое сочетание этих свойств.
Опора – устройство, соединяющее детали или совокупность деталей с основанием и налагающее ограничения на её перемещение.
Опора трения – часть конструкции (сооружения, машины, механизмов и узлов), в которой между поверхностями её элементов, воспринимающими и передающими нагрузки на основание или корпус, реализуется при их относительном перемещении, в процессе кинематического взаимодействия трением (качения, скольжения). В опоре трения, элемент воспринимающий нагрузку, считается подвижным, например: вал, ползун, шестерня, поршень цилиндра, а передающий – неподвижным, выполняемый, как правило, в виде направляющей.
Пара трения – система из двух элементов (их материалов) соприкасающиеся поверхности которых в процессе работы перемещаются (скользят) относительно друг друга. Один элемент системы называют МАТЕРИАЛОМ ТРЕНИЯ, а другой КОНТРТЕЛОМ.
Одним из наших примеров конструктивного решения и реализации антифрикционной ПАРЫ ТРЕНИЯ, является МАТЕРИАЛ ТРЕНИЯ, в виде антифрикционного подшипника (скольжения) закреплённого на внутренней поверхности металлической втулки, размещённого (установленного) на КОНТРТЕЛО в виде осей, поверхности цапф которые легированы антифрикционным покрытием, например СУРМ-Т.
В процессе работы пары трения реализуется эффект избирательного переноса (эффект безызносности).
В таком виде ПАРА ТРЕНИЯ может быть самостоятельным коммерческим объектом (изделием) с пониженным коэффициентом трения и с повышенными показателями по износостойкости и несущей способностью, и отвечать решению основной проблемы триботехники в машиностроении – создание эффективных оптимальных опор трения с модулями подшипниковыми скольжения.
Примером фрикционной ПАРЫ ТРЕНИЯ, которую мы реализовали является металлические шайбы на плоскости которых с 2-х сторон были закреплены элементы МАТЕРИАЛА ТРЕНИЯ в виде фрикционного, например ТРИБОНИТ-ТР9, которые скользят относительно МАТЕРИАЛА ТРЕНИЯ при торможении с КОНТРТЕЛОМ в виде плоских стальных дисков.
Подшипник – поверхность под шип (цапфу, вал, ось, шкворень, направляющие) воспринимающая от них радиальные, осевые, радиально-осевые, нормальные, тангенциальные нагрузки, допускающая их относительное перемещение (вращательное, линейное, возвратно-поступающее, качающее) и которая определяет положение по отношению к другим частям механизма.
Подшипник качения - поверхность выполненная из материала обладающего высокой твёрдостью и износостойкостью (способность сопротивляться изнашиванию характеризующаяся скоростью и интенсивностью изнашивания).
Подшипник скольжения – поверхность одного из элементов пары трения, выполненная из слоя материала, обладающего антифрикционными или фрикционными свойствами, обеспечивающего низкое или высокое скольжение, определяемое величиной коэффициента трения между соприкасающимися элементами пары трения. Материал подшипника скольжения может быть в виде слоя баббита, бронзы, меди, полимера, композиций, антифрикционных покрытий, плёнок и т.д. Наша фирма продвигает подшипники, модуля скольжения, которые выполнены в виде антифрикционных самосмазывающихся композиций (АСК) содержащих двух - трёхслойных технических тканей, сотканных из полифеновых и прочностных волокон, например арамид, вискоза, стекловолокно и т.д., пропитанных связующим по толщине ткани, а на рабочую поверхность наносится композиция реализующая в парах трения эффект избирательного переноса (эффект безызносности).
Ползун, крейцкопф – деталь кривошипно-ползунного механизма, скользящая в прямолинейных направляющих, прочно связанная со штоком поршня и шарнирно с шатуном. Ползун передаёт продольные усилия на шатун, а поперечные на направляющие.
Поршень – подвижная деталь машины или прибора, плотно перекрывающая поперечное сечение цилиндра и перемещающаяся в направлении его оси.
Приработка – процесс изменения геометрии поверхностей трения и фрикционно-механических свойств поверхностных слоёв материала в начальный период трения.
Самоорганизация – спонтанное формирование структур в открытых системах на молекулярном уровне. Опора трения в неживой природе удовлетворяет требованиям самоорганизации. Она представляет собой открытую систему. К ней подводится энергия от двигателя любого типа. Как правило, опоры трения смазываются. Смазочный материал состоит из множества одинаковых элементов, в данном случае молекул. Всё это создаёт условия для самоорганизации новых структур. Примером самоорганизации может стать опора трения компрессора бытового холодильника. Парой трения его опоры трения является сталь по стали, смазочный материал, смесь 50% масла и 50% форсона. На поверхностях трения самопроизвольно образуется медная плёнка толщиной 1-2 мкм.
Сервовитная плёнка (от латинского servo-witte – спасать жизнь) – медная плёнка, образующаяся при трении элементов пары. Она представляет собой вещество (в данном случае металл) образованное потоком энергии, существующее в процессе трения. Трение не может уничтожить плёнку, оно её создаёт. Образование сервовитной плёнки относится к новому классу самоорганизующихся явлений неживой природы.
Скольжение – относительное движение соприкасающихся точек двух твёрдых тел в плоскости касания, проходящей через точку контакта. При скольжении происходит трение между соприкасающимися элементами пары трения.
Смазка – действие смазочного материала, в результате которого уменьшается износ.
Трибология – наука о трении, износе, смазке и взаимодействии контактирующих поверхностей при взаимном перемещении.
Трибомеханика – раздел трибологии изучающий механику взаимодействия контактирующих поверхностей при трении при их относительном движении. Он рассматривает весь комплекс вопросов трения, изнашивания и смазывания узлов, механизмов, машин и т.д.
Триботехника – упоминается когда идёт речь о техническом приложении теорий трения и износа к инженерным задачам.
1.
К странице «Подшипники».
ПОДШИПНИК – поверхность одного из
элементов пары трения, которая определяет положение движущегося
элемента (контртела) по отношению к неподвижным ее частям. Подшипник
обеспечивает передачу силы (нагрузки) между движущимися элементами
пары в определенном направлении (радиальном, осевом и
радиально-осевом).
По виду трения различают:
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ – подшипник, в
котором поверхность одного из элементов пары трения выполнена из
антифрикционного или фрикционного материала, на котором располагают
ее перемещающийся элемент, например вал, цапфа, поршень, шток.
Подшипник скольжения с прямой
парой – антифрикционный материал подшипника в виде тела
скольжения закреплен на поверхности неподвижного элемента опоры,
например отверстии корпуса, втулки, вкладыша и др.
Подшипник скольжения с обратной
парой – антифрикционный материал подшипника в виде тела
скольжения закреплен на поверхности неподвижного элемента опоры,
например на валу, ползуне и т.д.
Структурно простейшим подшипником
скольжения является внутреннее отверстие расточенное в
корпусе механизма, устройства втулки, вкладыша и являющееся опорной
поверхностью для, оси. «Подшипник скольжения – поверхность отверстия
«под шип» (цапфу)».
К странице «Пары трения».
ПАРА ТРЕНИЯ
– это система из двух (самая простая) элементов (материалов),
соприкасающиеся поверхности которых в процессе работы перемещаются
(скользят) относительно друг друга. Один элемент системы называют
материалом трения (обычно металл, сплав, композит, полимер, неметалл
и др.), а другой – (чаще всего сталь, чугун).
Материал трения антифрикционный (или
фрикционный) для пар, используемых в опорах трения скольжения – это
материал, обладающий комплексом специальных свойств обеспечивающие
минимальные потери энергии при их функционировании.
Критерием для выбора материалов пары трения
опор скольжения является надежность – это свойство
системы сохранять во времени в установленных пределах значение всех
параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции
в заданных режимах и условиях применения, технологического
обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
Надежность является комплексным свойством,
которое в зависимости от назначения системы и условий ее применения
может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и
сохранность или определение сочетания этих свойств.
Известно, что наивысшая степень надежности опор
трения скольжения достигается путем создания условий в паре трения
для реализации открытия Д.Н. Гаркулова и И.В. Крагельского эффекта
избирательного переноса (эффекта безызносности), путем сохранения
практически постоянного зазора в сопряжении деталей опоры трения в
течение полного ресурса машин, технического оборудования.
2. К странице «Модуля
подшипников».
С целью реализации
принципа унификаций средств производства с обусловленными ею
экономическими выгодами, при изготовлении опор скольжения,
работающих в режиме трения без смазки, следует применять МОДУЛЬНУЮ
технологию и модульную структуру опоры скольжения, в связи с чем
целесообразно ввести термин МОДУЛЬ ПОДШИПНИКОВЫЙ СКОЛЬЖЕНИЯ (МПС).
Термин и определение Модуль предложены Б.М.
Бадровым и им же разработана классификация модулей, к которой мы
предлагаем присоединить термины:
-
Модуль подшипниковый качения (МПК);
-
Модуль подшипниковый скольжения (МПС).
Особенность этих
модулей является применяемость их как в массовом, так и в единичном
производстве. Независимо от количества изделий, каждый из этих
модулей воспроизводится определенным способом и с использованием
определенных технических средств.
МПС, так же как и МПК
(действующий термин – ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ), могут быть
стандартизированы и ГОСТифицированы.
МПС (см. фото 1) –
унифицированная конструкция, конструктивно оформленная как
самостоятельное изделие содержащее коксичка расположенные наружное и
внутреннее кольца, между которыми расположено тело скольжения –
антифрикционный материал, закрепленный связующим на одном из колец
или выполненным например в виде плавающей втулки, вкладыша, на
наружных и внутренних поверхностях на которых расположены подшипники
скольжения.
Фото№1.
МПК (Рис. 1) –
унифицированная конструкция, конструктивно оформленный как
самостоятельное изделие, содержащее наружное и внутреннее кольца,
между которыми расположены тела качения (шарики, ролики) и
сепаратор – деталь удерживающая тела качения на определенном
расстоянии друг от друга на подвижном элементе пары трения, например
на валу, ползуне, поршне и т.д.
Рис.№1. Модуля
подшипниковые качения.
1.
внутреннее кольцо;
2.
наружное кольцо;
3.
тела качения;
4.
сепаратор.
МПС, см.Рис.2 и МПК
см. Рис.1, как правило, включают в себя Блок пар трения.
Блок – совокупность в
конструкции однотипных компонентов.
Рис.№2. Блок пар
трения в МПС (пары радиальные, пары торцевые).
Опора.
Цапфа
– часть оси или вала, опирающаяся на подшипник. Промежуточную цапфу
называют шейкой, а концевую пятой, если
она предназначена в основном для восприятия радиальной нагрузки.
Цапфа может иметь
цилиндрическую, коническую, сферическую или плоскую формы.
Направляющая
– деталь опоры, содержащая элемент контртела поступательной пары
трения большой протяженности (в направлении перемещения) чем
сопряженный с ним элемент другого звена (скользящий блок).
|
|
|
|
Добро пожаловать!
Генеральный директор ЗАО НПЦ «Триботехника», председатель НПК «Триботехника»
приветствует всех, кто набрался мужества и ознакомился с информацией на сайте. Мы готовы на контакт с теми, кто имеет проблемы с опорами трения. Призываем следить за информацией на сайте по конкретным интересующим техническим проблемам. Ждём Ваших предложений!!!
С уважением И.Я. Пинус
|
|
|
|